Родителям
Информация в помощь родителям
Презентации:
Адаптация первоклассников.
Адаптация пятиклассников.
Законы родительских истин.
Статьи
Как творчески развивать ребенка
Как не надо и как надо хвалить ребенка.
Что делает Ваш ребенок в Интернете? А что он там делает, когда Вас нет дома? С кем и о чем он там общается? Какие картинки и видео он там смотрит? Вы сможете узнать, как сделать Интернет для ребенка интересным, полезным и безопасным. Помощь в настройке безопасного Интернета. Скачайте программу контентной фильтрации
Школьная адаптация - что это?
- Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Существует три основных адаптационных периода:
- в первом классе - адаптация к школе (приспособление к коллективу, учителю, школьному режиму, классно-урочной системе);
- в пятом классе - адаптация к среднему звену школы (приспособление к кабинетной организации учебного процесса, различным стилям педагогической деятельности учителей, самостоятельной организации учебной деятельности, новому классному руководителю);
- в десятом классе - адаптация к старшему звену школы (переформирование классного коллектива, профильное обучение, увеличение учебной нагрузки).
- Результатом школьной адаптации может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ученика.
- О наличии трудностей адаптации могут свидетельствовать следующие признаки:
- усталый, утомленный внешний вид ребенка,
- подавленное настроение,
- беспокойный сон,
- трудности утреннего пробуждения, вялость,
- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне, отрицательное или безразличное отношение к школе,
- жалобы на те или иные события, связанные со школой,
- негативные характеристики в адрес учителей, одноклассников,
- отсутствие близких друзей,
- частые конфликты в школе,
- фрагментарное усвоение учебного материала,
- резкое снижение успеваемости,
- нерегулярная подготовка к урокам,
- нежелание выполнять домашние задания,
- необходимость постоянного контроля со стороны взрослых,
- нарушение дисциплины,
- выполнение общественных поручений без особого желания.
- В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленной самой жизнью. Ее виды:
- Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
- Поведенческая - несоответствие поведение ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.
- Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
- Таким образом, единая задача психологической службы, педагогов и родителей заключается в создании условий для успешного обучения детей. Самое главное - помочь ребенку в период адаптации, обеспечить его дальнейшее развитие, его психологическое благополучие.
Уровень адаптации |
Описание |
Адаптированность |
Дети с высоким уровнем развития мотивации и произвольности при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке. |
Средний |
Дети с высоким уровнем развития произвольности, недостаточной мотивацией при отличной, хорошей и удовлетворительной успеваемости, адекватной самооценке. |
Низкий |
При внешней сформированности учебной деятельности, при хорошей и отличной успеваемости отсутствие интереса к школе, недостаточный уровень регуляции собственного поведения, высокий уровень тревожности, неадекватная самооценка, трудности в общении с окружающими. |
Дезадаптированность |
Дети с явными признаками сформированности школьной дезадаптации, с очень низким уровнем развития произвольности и отсутствием мотивации при наличии удовлетворительных и неудовлетворительных отметок, с неадекватной самооценкой. |
- Психологическая поддержка ребенка
- Психологическая поддержка - это процесс,
- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,
- который помогает ребенку поверить в себя и свои особенности,
- который помогает ребенку избежать ошибок,
- который поддерживает ребенка при неудачах.
- Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
- Проводить с ним больше времени.
- Проявлять веру в ребенка.
- Внести юмор во взаимоотношения.
|